Бензин для самолетов: специфические особенности

Специфические особенности авиатоплива для поршневых двигателей

Неспециалисты нередко удивляются, ознакомившись с информацией о том, что бензин для самолетов до сих пор является этилированным жидким топливом. Иначе говоря, в состав авиабензина в существенном количестве входит ТЭС (тетраэтилсвинец) в качестве присадки к топливу. В зависимости от применяемого локального стандарта содержание ТЭС может несколько разниться, но у зарубежных производителей оно типично колеблется в диапазоне 1.2-2 грамм на американский галлон (российский ГОСТ определяет максимальное содержание ТЭС в авиабензине до 2.5 грамм на килограмм).

Избавиться от ТЭС в авиабензине пока что не представляется возможным, поскольку в случае полного отсутствия ТЭС резко понижается моторесурс авиадвигателей и существенно повышается аварийность, что недопустимо. В США не так давно была введена новая марка авиатоплива 100VLL в стандарт ASTM D 910, характеризующаяся ещё более пониженным содержанием свинца (примерно на 19% относительно марки 100LL).

Авиационные бензины в РФ

В Российской Федерации производство бензина для поршневой “малой авиации” сопряжено с определёнными трудностями, поскольку для крупных НПЗ данный нефтепродукт интереса не представляет (отличный от автобензина фракционный состав, наличие ТЭС, сложности с тестированием качества, обменной тарой при транспортировке и так далее). До последнего времени его производством методом компаундирования занимались практически исключительно частные предприятия, что соответствующим образом сказывалось на отпускной цене.

Однако ряду частных компаний в итоге удалось обустроить собственные технологические линии для изготовления авиабензина, начав постепенный процесс вытеснения с отечественного рынка ранее безраздельно доминировавшего на нём импортного авиатоплива (преимущественно авиабензина 100LL производства Conoco-Phillips, Shell и их бизнес-партнёров, а также авиабензина марки Б-91/115 польского происхождения). Существующие экспертные оценки по суммарному объёму рынка авиабензинов в Российской Федерации весьма различны, но подавляющее большинство из них укладывается в диапазон от десяти до тридцати тысяч тонн в год. Тем не менее, не существует единого мнения по поводу фактического объёма использования в РФ различных суррогатных авиатоплив, включая применение автомобильного бензина АИ-95 взамен авиационного – поэтому приведённую выше цифру следует считать “оценкой снизу”.

Обсуждаемый ремонт